Сверх того

Всего статей в разделе: 25
21.08.2019
Просмотров: 104

Бахытжан Канапьянов

Ключи к познанию Родины (топонимика и фольклор)

I

Впервые за годы Независимости всенародно было отпраздновано 550-летие Казахского ханства. От востока на запад, с севера на юг, почти все населенные пункты земли Казахии, и млад и стар, сердцем и душой отметили эту сакральную дату. И не было равнодушных к проведению этого мероприятия. И многих, если не всех, отличало чувство собственного достоинства – вместе с каждым отметить эту дату во имя грядущего, имя которому Мәңгілік Ел!

550 лет – это срединная дата, когда на государственном уровне состоялся этнос казахской нации. Однако и Керей и Жанибек не спустились с небес. Они были представителями своего времени и своей эпохи. И за их спинами было целое многовековье их предков, шежіре многих племен и родов, и каждый род, и каждое племя было уникальным и неповторимым по своей духовной сути, все они образовывали уникальную метафору – степной алаш – покрывало, каждым лоскутом образовывало степные витражи лоскутного одеяла, которое не раз согревало и нас, и наших предков в далекие, прошлые века. Тому свидетельством великий фольклор казахского народа, ландшафт нашей Великой степи и сама топонимика этого ландшафта.

Какие имена и названия местности сохранила для нас, неблагодарных потомков, память народа! Действительно, нет ничего достовернее и прекраснее, чем испытанное временем название места рождения и жизни человека! «Отечественные или родину значащие имена» - так определял народную топонимику М. В. Ломоносов. Незабвенный Каныш Имантаевич Сатпаев в своих путевых тетрадях записывал: «Мыншункур. Тысяча ям. Значит, здесь когда-то были древние выработки. Выяснить!» «Каратас. Черный камень. С этим цветом в народных сказаниях связаны железистые соединения» «Коктас. Синий камень. Можно предположить – там существует медь» «Алтынтабакан. Напоминает о золоте. И часто не зря!» «Джезказган. Значит - место добычи меди. Точное название!» Так не только геологи находят в недрах богатства. Вспомним Генриха Шлимана, поверившего в историческую достоверность названий рек, морей и городов эпоса Гомера, который прошел по следам «Илиады», благодаря чему нашел и раскопал Трою.

С таким топонимическим ключом можно ориентироваться и на просторах Казахстана. К примеру, всемирно известный Байконур – это богатый прохладным ветром. И действительно, в самые жаркие и знойные дни вдруг потянет прохладный ветерок. Для горячей степи – это истинное благо. Не знаю, откуда приходит туда прохлада, но факт остается фактом. И народ запомнил это и сохранил в своей многовековой памяти. Закрепил в имени земли. А теперь, благодаря космодрому, это имя – название известно всему миру. А легенда о черном волке, которого долго никто из казахов не мог выследить и убить. Матерый и злой черный арлан-каскыр не давался в руки охотникам, жил в глубоких подземных норах. Черный арлан-каскыр прятался в норах не где-нибудь, а именно в холмах у речушки Сокыр, что означает Слепая. С нравом этой речушки связано и название возвышенности Итжон, на ней и раскинулась каменноугольная Караганда. А Итжон означает «собачий хвост». Одним словом, хвост забоя при добыче каменного угля. Долго скрывался черный волк, а теперь его нашли и приручили.

В горах Улытау, где веками возвышается мазар Джучи-хана, есть легендарная река Терсаккан. В предании «Аксак-кулан-Джучи-хан» поется о хромом диком жеребце, который убил копытом любимого сына хана Джучи. Разгневанный хан повелел истребить табуны куланов. На их пути в Улытау, где находилась их ханская ставка, он приказал прорыть широкий канал Куланутпес, что означает «Не проскакать кулану». Есть и знаменитый кюй-плач «Аксак кулан», исполняемый на кобызе. Все это, и в музыке, и в поэзии, есть художественное отражение реального былого, ибо в Тенгиз-Кургальджинской впадине сохранились и поныне следы Куланутпеса. И есть река Терсаккан – текущая вспять. А захоронение сына Чингизхана, Джучи первыми обнаружили Каныш Сатпаев и Алькей Маргулан еще в те далекие тридцатые-сороковые годы прошлого столетия. К месту будет вспомнить и былинную вершину Хантау. Еще мальчишкой в конце пятидесятых годов у подножия этих гор я видел каменные балбалы и захоронения предков из эпохи и окружения Керея и Жанибека. А на западе полуострова Крым есть небольшая сопка высотой 120 метров, но носит великое имя Кипчак. Это, быть может, единственное название из тех времен, когда, по выражению моего великого предка, Чокана Валиханова, «жаворонки вили гнезда на спинах баранов», то есть когда «Алаш был Алашем». Однако еще совсем недавно, каких-то пятьдесят - семьдесят лет тому назад на карте довоенного Крыма, которая хранится в моем архиве, было около двух тысяч исторических наименований и названий местности и ландшафта, как говорится, до последнего позвонка кровно связанных с родами и племенами единой казахской нации. Прискорбно осознавать, что свыше тысячи наименований исчезло за годы Советской власти. Вот некоторые из этих исчезнувших названий:

Конрат, Ораз, Байгельды, Отар, Каралар-Кипчак, Аккоз, Айдар, Алибай, Чаян, Китай, Котыр, Жабага, Арай, Ельток, Багайлы, Алаш, Айсабай, Орта-Кесек, Кара-кият, Коян, Жанатай, Бура, Эски Орда, Азат, Каламбет, Кун Туган, Суюнши, Терен Аир, Жалман, Казаклар, Сокыр, Тубай, Жан Журек, Таш Жарган, Керлеут, Таракташ, Бай Буга, Кунан, Табылды-Асс, Жамал, Улан, Каймак, Кошкар, Куль Садык, Сакал, Танабай, Куль Жакын, Жайляу, Отуз, Туяк, Кара-Узень, Алма, Арам-Кой, Отарчик, Аиргуль, Орта-Кисек, Аргын, Аргынчик, Азамат, Карабай, Сары-су, Колпак, Азберды, Казан-Берлик, Тау-Кипчак, Барсхан, Тама, Барын, Найман, Джалбылды, Ногайлы, Ауз, Барын, Бай-Онлар, Жарык, Биюк-Найман, Асс-Найман, Жанай, Таук, Алгыз, Жумаш, Кирей, Барак, Кобек, Аппак, Мамбет, Кокей, Кият, Теры, Алатай Табылды, Айтуган, Ботен, Байсары, Мангыт, Бай-Казак, Карт-Казак, Онгар-Найман, Баксы, Корпе, Ак-Мунай, Джан-Торе, Кошай, Орта-Аул, Узунлар, Куль Тобе, Айман, Аргын-Тобечик, Каралар, Туркмен, Бикеш, Алибай, Ас-Табан, Узун-Аяк, Дулат, Тамак, Челябилер, Джалаир, Ногайлы-Ахмат, Тотанай, Айбары, Тогайлы, Кара-Найман, Биечь-Найман, Кадыш, Кара-Меркит, Кереит, Атай, Агай, Киргиз-Казак, Узбек, Аманша, Сары-Кипчак, Абай-Кучук, Тураш, Камбар, Аян, Карабай, Капшик, Козы… Я специально выбрал только те былые названия и наименования населенных пунктов Крыма, которые полностью, и по корню, и по приставкам, и по окончанию, совпадают на молекулярном уровне с именами и названиями чисто казахскими, без турецких и даже татарских вкраплений.

Интересна сама история приобретения этой довоенной карты. Как известно, в Крыму долгие века проживали не только крымские татары, ногайцы, греки, болгары, турки, но и древнейшие народы – тюрки иудейской веры – крымчаки и караимы. Они без каких-либо заимствований, кроме некоторых татарских слов и выражений, полностью, я бы сказал, на рафинированном уровне, сохранили западно-кипчакский диалект и словообразования казахского языка. А иногда более выразительны эти словообразования. К примеру, судьбу они обозначают не «тагдыр», а «кызмет болса», то есть была бы работа, а все остальное приложится. Месяц декабрь в отличии от нашего «желтоксана» звучит более определенно – «согым ай» - время убоя скота на зиму.

Еще во времена студенчества, когда впервые оказался в Крыму, я познакомился с великим крымчаком Давидом Ильичем Реби. Он возродил крымчакский язык, стал единственным ученым – исследователем того языка крымчаков. А этот народ еще до недавнего времени (до 1980 года) считался народом еврейским, так и записывался в пятый пункт советского паспорта. И только благодаря усилиям Д. И. Реби и других патриотов тюркского мира он стал именоваться, как и в древние века – крымчаками. Давид Ильич Реби поведал мне и о древней религии крымчаков – тенгрианстве, и уже после они, как и караимы, приняли иудейскую веру. У крымчаков очень интересны и занимательны бытовые, молитвенные песни, сохранившиеся в рукописном виде чагатайским и арамейским письмом. Эти молитвы они называют тасур, а рукописи – джонками. Одну из этих джонок Д. И. Реби зачитал мне, и в переводе она звучит примерно таким образом: «Все творения неба и земли, свидетельствую, все вместе свидетельствуют, что Бог един, и был един, и слова, обращенные к нам, считаются величественными, и смысл их в том, что выше всех слов – великий Тенгри! Когда душа задумывается о написанных для всего мира книгах и обо всем, что существует кроме тебя, она понимает, что все это создано по велению Тенгри. С начала и до конца существуют север, запад, восток и юг, и всему миру известно, что идет с одной стороны, а что с другой. Все вокруг берет у тебя силу, ты могуч и вечен, Тенгри, а все тленны, поэтому все тебе честь оказывают, и с начала и до конца только ты единый наш отец, Тенгри». Вот он и подарил мне эту карту, за что я навеки признателен ему. Как известно, родственному крымчакам народу караим современную грамматику и словарь создал известный казахский ученый Кенесбай Мусаев, который долгие годы жил в Москве и преподавал в Литературном институте. На настоящее время в разных странах мира проживают несколько тысяч караимов и около четырехсот крымчаков. Во времена второй мировой войны, в годы оккупации Крыма, крымчаки подверглись геноциду, и у этой древнейшей нации, к глубочайшему сожалению, произошла точка невозврата... А эту карту я храню, как талисман, сверяю по ней имена и названия Крыма и Казахстана. Она и служит мне своеобразным ключом при исследовании великих земель Дешт-и-Кыпчак, Великого Турана и Мәнгілік Ель.

II

Тенгрианство и тюрки - это, по сути, рифмующиеся понятия. И эти понятия из века в век наполнялись неистребимым духом наших предков. И до империи Чингисхана и после ее распада, становились неотъемлимой частью и духовной составляющей самой казахской нации. Да и сам Потрясатель Вселенной был тенгрианцем, был толерантен к религиям мира - иудаизму, буддизму, христианству, исламу. Думаю, что ни к чему споры о национальной принадлежности Чингисхана. Важнее то, что он провозглашен под эгидой ЮНЕСКО Человеком второго тысячелетия. А для нас, казахов двадцать первого века, важно осознавать, что родные края дороже священной земли Египта. Эта народная мудрость сродни священному запаху емшан, что приходит сквозь сон по ночам тому или иному одноплеменнику, оказавшемуся волею судьбы и истории вдали от очага Родины. Еще из древнего тенгрианства известно, что человек - это не только загадка природы, человек - это центр Вселенной. Как из точки или капли начинает зарождаться мироздание, так и человек несет в своем сердце солнце мироустройства. И для каждого человека его жизнь, его семья, его очаг, его аул, его Родина - это солнце Вселенной. Об этом и стихи Магжана - Пророк, Восток, Огонь.

По дороге в Тибет, у подножья Эвереста, есть селение Тенгри, а вблизи его озеро Тенгри-Нур. Оно сейчас переименовано в Нам-Цо, как и многие наименования Крыма. Здесь когда-то побывал Чингисхан, будущий Потрясатель Вселенной, Человек тысячелетия, и всем свои существом принял культ тенгрианства . Самое быстрое в мире - это молния мысли. И самое вечное, ибо благодаря ей мы, дети неба, познаем себя и сознаем, что смерти нет, а есть только долгое наше отсутствие. Есть древняя притча небесных монголов-тюрков, чья прородина где-то там, в Тибете:

«Если, обнажившись до пояса, встанешь в озере Тэнгри-Нур, встанешь так, чтобы нижняя часть спины отразилась в воде, то ниже поясницы появятся пятна небесного цвета. Это отметина Тэнири-Тенгри. И имя теперь тебе – небесный монгол. Имя тебе – тюрк. И в каком бы народе ты ни жил – и у детей твоих, и у детей твоих детей будет это небесное пятно. Они тоже будут посвященными в эту тайну, и в эту небесную связь, а саму тайну никогда не познают». И хотя совсем по-другому зовется это озеро в наши дни, связь эта не прерывается. Иногда эти пятна бирюзового цвета именуют «пятнами Чингисхана», но они, эти пятна, были задолго до появления «потрясателя Вселенной» и несли в себе цвет бирюзы – воплощения жизненной силы.

О принадлежности Чингисхана к тенгрианству свидетельствует и то, что в нынешней Монголии изображение Темуджина окаймлено многими символами, характерными для этой небесной религии. К примеру, тибетская свастика - символ огня и вечного движения или санскритское наименование знака-символа, изображающего крест в виде крюка. Кстати, у древних греков этот знак, ставший им известным от народов Малой Азии, а тем, видимо, от таримцев еще в эпоху Александра Македонского... Этот знак у древних греков назывался тетраскеле - четвероногое или паук. Он, знак этот, связан с культом Солнца, и с VII века до нашей эры входит в буддийскую символику, означая тайную доктрину Будды. У народов Индии и Ирана этот знак воспроизводился на старинных монетах еще до нашей эры, во времена Авесты, проник в Китай и даже в центральную Америку, где у народов майя олицетворял круговорот Солнца... Одним из прообразов изображения движения Солнца является трискеле, что в переводе означает три фигуры, три ноги. И этот знак вечного движения встречается и в Японии, и в Сиккиме, и в Бутане, и в Монголии на штандартах Чингисхана. И этот знак является символом жизни. Необходимо особо отметить, что видоизменив расположение сторон, Адольф Гитлер включил этот знак в свою идеологию арийства и антисемитизма. Однако нельзя путать истинную историю с мракобесием и с коричневой чумой фашизма. этот древний, поистине исторический знак был обнаружен и в древних еврейских саркофагах Великими тенгрианцами были и Чокан Валиханов, и Лев Николаевич Гумилев, несмотря на его православие. Мудрый Чокан в своем знаменитом шежіре потомков-чингизидов не стал вести родословную от Чингисхана, а только от хана Барака, хотя, разумеется, прекрасно был осведомлен и по Левшину, и по Карамзину, и по своим предкам о своем историческом происхождении. В моей библиотеке есть объемистый том История Казахстана Ермухана Бекмаханова еще сороковых лет издания. В этой книге шмуц-титул главы Колонизация Казахстана был увенчан цепями рабства для непокорного народа. Я вспоминаю об этом спустя годы и десятилетия, когда на праздновании 200-летия Кенесары внезапно поднялась из-под небес угрожающая песчаная буря, пугающая своей свирепой чернотой собравшийся на праздничный той народ. Словно бы сами небеса не прощали недостойным потомкам то, что они не смогли отыскать голову мятежного хана Кенесары. А на 300-летии Абылай Хана во время аламан-байги пошел стеной проливной дождь-ливень. И многие лошади этой памятной скачки погибли, не дойдя до долгожданного финиша. И это, думаю, тоже печальная дань по только местному празднованию юбилея великого хана Абылая. В духе Кулагера непревзойденного Акана-сери, в духе самой религии Тэнири-Тенгри, которая полна природных таинств.

Я чту уроки истории и всегда сверяю с ними свои взгляды и суждения своего земного бытия - тенгрианца и гражданина суверенного Казахстана. После великого переселения народов, спустя века, возник древний тюркский каганат. Это наш корень! Так утверждает мой учитель, Мухтар Магауин. Золотая Орда - наш знаменитый улус, установленный сыновьями Чингисхана - нашими предками. Синяя Орда - эпоха, открывшая путь к этническому единству казахского народа и сформировавшая саму государственную систему. Казахская Орда и Казахское Ханство Керея и Жанибека - это строй, окончательно закрепивший названный собственным именем наш народ в качестве этноса. И многие имена и названия племен и родов зарождались на единых когда-то землях Дешт-и-Кыпчак. Всей нынешней территорией суверенный, независимый Казахстан, так сложилось исторически, обязан сыновьям и потомкам Чингисхана, среди которых, разумеется, и хан Кирей, и хан Жанибек. Многие потомки насмерть стояли между собой в борьбе за власть. Но необходимо подчеркнуть и отметить главное - ни пяди родной земли - Великой степи - они не отдавали внешнему врагу. Наоборот, если надвигалась опасность у ворот Родины, они, забыв все свои межродовые распри, объединялись в единый Казахский Эль, и каждый род, и каждое племя выводило на историческую арену борьбы за независимость своих легендарных батыров и полководцев.

Иртыш и седой Каспий, Хан-Тенгри и Зайсан, Тарбагатай и Алтай, Кокшетау и древний Отрар, Байконыр, Атырау, Актау, Аулие-Ата, Алмалы, Жидели Байсын, Жер Уюк, Казыгурт, Каркара, Туркестан, Тюре-Тумсук... А какие святые имена сохранил народ: Байдабек-баба, Домалак-Ана, Бекет-Ата, Кобыланды-батыр, Сырымбет-батыр, Коркут-ата, Алпамыс-батыр, Ер-Таргын, Баян-Сулу, Кыз Жибек, Ер Тулеген, Ер Тостик...

И эти имена и названия в корне своем дошли до нашего времени. Дошли на молекулярном уровне. Выстраивая на века и столетия этимологию великого казахского духа, казахского народа, казахской нации. И мы должны быть признательны ходу самой истории, благодаря чему живем на этой уникальной земле, древней и вечно молодой Великой Степи, переданных через потомков Чингисхана, через многолетние распри и мига единения перед врагом, переданных навеки нам, детям Алаша, гражданам суверенного Казахстана, современникам двадцать первого столетия!

октябрь 2016 г.